Цифровой и интерактивный дизайн

Искусство Вслух

Тифлокомментарии – специально подготовленное аудио-описание сцен, действий и объектов, которое помогает людям с нарушением зрения целостно воспринимать информацию. С помощью приложения «Искусство.Вслух» слабовидящие люди могут слушать постановки с тифлокомментариями и расширять границы восприятия.


ПРЕДЫСТОРИЯ

В рамках фестиваля «Золотая маска» Сбербанк совместно со Всероссийским Обществом Слепых (ВОС) решил представить первое в России приложение для прослушивания тифлокомментариев к театральным постановкам. Нас пригласили выступить в роли технологического партнёра и исполнителя на проекте.


ЗАДАЧА ПРОЕКТА

Для создания уникального приложения с тифлокомментариями для спектаклей, нам нужно было проанализировать возможные технические решения и предложить подходящий вариант для театров. При проектировании, дизайне и разработке необходимо было учесть специфические особенности пользователей, чтобы человек с нарушениями зрения мог без труда использовать приложение.


РЕШЕНИЕ

Помимо приложений под iOS и Android мы разработали серверную часть, базу данных и панель оператора, с помощью которой ответственный сотрудник театра запускает тифлокомментарии в нужный момент спектакля. Это обеспечивает наиболее простой и надёжный сценарий работы системы.

- Опыт пользователей
Чтобы начать прослушивать тифлокомментарии, пользователю нужно лишь прийти в театр, запустить приложение, надеть наушники и всё! Как только начнётся спектакль, пользователь услышит аудио-описание происходящего. Подключение к Wi-Fi происходит автоматически на Android. iPhone технически не имеет такой возможности, поэтому приложение подсказывает, к какой сети нужно подключиться, и предлагает это сделать.

- Синхронизация комментариев
Формат приложения с тифлокомментариями раньше использовался только для фильмов. Но в отличии от кино в театре запуск тифлокомментариев не может быть автоматизирован. Здесь бывают задержки, импровизация, изменения в сценарии. Чтобы привязать комментарии к паузам в спектаклях, мы проанализировали 3 способа синхронизации и предложили оптимальный вариант с точки зрения сроков реализации, надёжности и удобства использования. Вариант использования локальной сети оказался наиболее надёжным и требующим минимальных усилий от пользователей.

- Требования к театрам
В театрах часто бывают проблемы со связью. Иногда стоят специальные «глушилки», чтобы не мешать спектаклю. Поэтому наличие локальной сети – необходимое условие для надёжной передачи информации. Каждому театру, участвующему в проекте, выдали настроенный Wi-Fi роутер и ноутбук – их достаточно включить в розетку и инфраструктура для тифлокомментариев готова.

- Панель оператора
Тифлооператор – это человек, который запускает аудиофайлы и сопровождает постановку. Схожая технология используется для подачи субтитров в операх. Поэтому в каждом театре есть штатный сотрудник, способный справиться с этой задачей. Мы создали простое приложение для запуска дорожек с аудиофайлами. Работа с панелью оператора не составляет труда, и её легко внедрить в любой театр.

- Интерфейс, доступный каждому
Каким должен быть интерфейс приложения для людей, которые не отчётливо видят экран? Как они поймут, куда нажимать? Дизайн и шрифт в приложении «Искусство.Вслух» подобраны с учётом потребностей слабовидящих и согласованы с ВОС. Поддержка технологий голосового сопровождения интерфейса, TalkBack для Android и VoiceOver для iOS, позволяют даже полностью незрячим людям ориентироваться в приложении.

- Тонкости тестирования
Чтобы удостовериться в том, что незрячие смогут пользоваться приложением и проверить корректность работы голосовых ассистентов, тестировщики специально проверяли все функции с закрытыми глазами. Члены Всероссийского Общества Слепых тоже принимали участие в тестировании приложения.


РЕЗУЛЬТАТЫ СОТРУДНИЧЕСТВА

Чтобы начать прослушивать тифлокомментарии, пользователю нужно лишь прийти в театр, запустить приложение, надеть наушники и всё! Как только начнётся спектакль, пользователь услышит аудио-описание происходящего. Подключение к Wi-Fi происходит автоматически на Android. iPhone технически не имеет такой возможности, поэтому приложение подсказывает, к какой сети нужно подключиться, и предлагает это сделать.

MobileUp
Город: Санкт-Петербург
Клиент: Сбербанк и Всероссийское Общество Слепых
MobileUp, Разработчик